На любую ненужную кому-то вещь найдется покупатель. Менеджеры Qiwi построили на этой идее бизнес с 20%-ной прибылью

Склад компании «Свалка», согласно названию, завален связками книг, старой электроникой, потертой мебелью. На входе стоят разваливающийся «Запорожец» и укрытая тентом карусель с розовым пони. «Свалка» зарабатывает на перепродаже ненужных вещей, вывезенных по просьбе прежних владельцев. Странное занятие для руководителя инвестпроектов группы Qiwi? «Первые месяцы мы жили в полном хаосе, — не скрывает Алексей Баринский. — Зато теперь это серьезный бизнес». Стартовав осенью прошлого года, к лету 2016-го «Свалка» вышла на среднемесячный оборот 2 млн рублей при чистой прибыли 15–20% от выручки.

В июне 2014 года Баринский с женой Ириной переселялся из съемной «однушки». Стоя среди коробок, супруги недоумевали, что делать с кучей барахла, которое не хотелось перевозить, но и выбрасывать было жалко. Алексей прикинул, что отдал бы отслужившие свое вещи за 10 000 рублей. Впоследствии ему удалось распродать их, разместив объявления на Avito и в соцсетях, — в сумме набралось 80 000 рублей. «То есть в восемь раз больше, чем я изначально хотел, — вспоминает предприниматель. — Значит, тут кроется отличная бизнес-идея».

Баринский переговорил с Дмитрием Ухановым, сооснователем и IT-директором Qiwi. Тот рассказал, что на днях отдал 15 000 рублей бригаде, которая вывезла из его квартиры после ремонта старые оконные рамы и бытовую технику. Вместе они стали фантазировать на тему бизнес-барахолки. Ненужные кому-то вещи (вывоз бесплатный!) можно перепродавать: старые книги — букинистам, одежду — секонд-хендам, технику и мебель в неплохом состоянии — прокатным компаниям, винтаж — реставраторам и антикварам, ветошь — переработчикам. Обсуждали проект год. Баринские и Уханов обошли блошиные рынки Москвы. «Бывает так, что мысль не отстает от тебя, — пожимает плечами Баринский. — Тогда надо взять, сделать и посмотреть, что получится».

Алексей Баринский (справа), Ирина Баринская и Дмитрий Уханов

В сентябре 2015 года Ирина Баринская, комьюнити-менеджер сервиса BlaBlaCar, объявила в своем Facebook: избавим от старых вещей! За несколько дней число перепостов выросло до 4000. «Мы на скорую руку сделали сайт и посадили на телефон ассистента, — рассказывает Уханов. — Уже в середине дня он позвонил нам с другого номера: отпустите на обед на 15 минут, телефон разрывается!» В первый день работы «Свалка»получила около 150 заявок на вывоз, через неделю — больше тысячи. Спустя еще пару недель, когда число запросов выросло до 3000, у компании имелся склад с сотрудниками для сортировки, три «газели» и бригада грузчиков.

Основатели «Свалки» вложили в бизнес более 1,5 млн рублей. Экспериментальным путем они установили оптимальную цену выкупа, чтобы вещи отдавали охотнее, — 35 рублей за килограмм. За первые 10 месяцев работы на склад привезли больше 600 т вещей. Сейчас сдатчику в среднем выплачивается 110 рублей при расходах на выезд 450 рублей. Выгоднее всего сбывать одежду — она приносит до 700% прибыли. Клиенты «Свалки» — 13 московских секонд-хендов. Среди хлама московских квартир попадаются и ценные вещи. Так, музыкальный сундучок XIX века, выкупленный «Свалкой» за 2500 рублей, на антикварном онлайн-аукционе ушел более чем за 80 000 рублей.

Своим главным достижением создатели проекта считают то, что научились пристраивать все выкупленное. Они сами устраивают барахолки дважды в неделю в отдельном зале рядом со складом (помещения арендуются у радиопромышленного НИИ). Мебель и старая электроника, которая не поддается реставрации, отдается «Дебошу» — собственному комнатному аттракциону, где можно покидаться старым утюгом в ЭЛТ-мониторы или разгромить молотком рассохшийся сервант. В июне 2016 года «Дебош» вывозили на московский фестиваль Geek Picnic — к аттракциону выстроилась очередь.

Почти в каждом заказе на вывоз, которые получает «Свалка», есть отслужившая свое электроника

Летом 2016 года «Свалка» открыла представительства по франшизе в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и Томске. К концу года ее выручка за 14 месяцев существования, как рассчитывают основатели, должна составить 30 млн рублей (без учета франчайзинга). Супруги Баринские и Дмитрий Уханов хотят продавать как можно больше вещей через собственный интернет-магазин, чтобы меньше тратиться на перевозки и оставлять себе розничную маржу. Пока на онлайн-магазин, для которого отбираются, по словам Алексея Баринского, самые интересные предметы, приходится 20% продаж.

Еще нужно ускорить сборы вещей. Сейчас за день вывозится около 30 партий, а хотелось бы втрое больше. Поэтому владельцы «Свалки» договорились о партнерстве с сетью постаматов PickPoint. Как объясняет основатель PickPoint Надежда Романова, компания развивает сервис обратной логистики для клиентских возвратов и эта модель подходит для «Свалки»: 450 из 800 постаматов PickPoint будут участвовать в сборах ненужных вещей. Далее Баринские и Уханов планируют договориться с одним из агрегаторов такси о развозе вещей покупателям. Намерены вовлечь в круг сдатчиков офисы, рестораны и гостиницы, создавать арт-объекты из старых вещей для разных фестивалей и развлекательных мероприятий.

«Мы научились привлекать тех, кто готов отдать что угодно, научились продавать это кому угодно и хотели бы по-максимуму использовать эти компетенции», — поясняет Уханов. «Нам не хотелось, чтобы на нас смотрели как на барыг, поэтому в какой-то момент решили отправлять часть доходов «Добро.Mail.ru». Нам так спокойнее», — говорит Алексей Баринский. На благотворительность, по его словам, перечисляется 70% чистой прибыли. Оставшегося хватает на поддержание жизнеспособности проекта, хотя его основатели начали переговоры с потенциальными инвесторами о привлечении до 50 млн рублей на развитие.

Дмитрий Уханов, как и Алексей Баринский, продолжает работать в Qiwi. Но с такими темпами роста «Свалка» может стать их главным делом, уверены предприниматели. А Ирина Баринская ушла из BlaBlaCar, чтобы сосредоточиться на Svalka.me и «Дебоше». «Мы запустились очень вовремя, — объясняет она. — В России набирает силу тренд разумного потребления: люди хотят тратить меньше, жить проще, совместно делить жилье через Airbnb, а места в авто — через BlaBlaCar. Мы тоже поймали волну интереса к «шэрингу», и сейчас главное — не останавливаться».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here