Продажа Авиакора – Сделка с условиям с 1 по 3 июня

0
234

Власти Самарской области рассчитывают в начале июня обсудить с бизнесменом Олегом Дерипаской условия покупки завода “Авиакор”, входящего в корпорацию “Русские машины”.

ОАО “Авиакор – авиационный завод” (Самара, входит в корпорацию “Русские машины”, объединяющую машиностроительные активы “БазЭла” Олега Дерипаски) – единственный авиастроительный актив холдинга – специализируется на производстве, ремонте и обслуживании самолетов семейств Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

Последние годы завод из-за фактического отсутствия заказов терпит убытки. Так, в 2015 году завод получил 282,9 млн рублей чистого убытка.

Дело в том, что в июле 2015 года руководство “Авиакора” сообщило о приостановке реализуемой в РФ с 2003 года программы выпуска Ан-140 в связи со сложностями в кооперации с украинскими партнерами по проекту, а также отсутствием возможности обеспечить оперативное импортозамещение.

Из-за нарушения сроков поставщиками “Авиакор” не сумел выполнить свои обязательства по госконтракту с Минобороны РФ по производству Ан-140. Теперь предприятие должно выплатить российскому военному ведомству неустойку.

“Авиакор” боролся за проект Ил-114, однако площадкой для производства этого самолета был выбран нижегородский авиазавод “Сокол”.

Власти Самарской области неоднократно предпринимали попытки получить “Авиакор” в областную собственность. О возможном переходе предприятия в собственность региона заявлял в частности в декабре 2014 года глава региона Николай Меркушкин. Причем, связывал он это с предстоящим началом производства Ил-114.

“Благодаря прямой поддержке президента Российской Федерации у области появился реальный шанс возродить массовое производство самолетов. Для окончательного решения вопроса о размещении производства Ил-114 на “Авиакоре” нам предстоит решить ряд принципиальных вещей. В том числе вопрос возможного перехода завода в областную собственность”, – сообщил Меркушкин в послании депутатам регионального парламента.

О возможной покупке “Авиакора” власти Самарской области заявили и в апреле. На мероприятии, посвященном Дню космонавтики, губернатор сообщил о готовности бизнесмена Олега Дерипаски продать завод.

“Дерипаска готов за условный рубль продать “Авиакор”. Мы сейчас ведем переговоры, ищем этот условный один рубль”, – сообщил Меркушкин.

Вместе с тем, пояснил глава региона собравшимся, собственник хочет продать предприятие с “8 миллиардами долгов”. “Как быть с долгами – как решим, и не исключается, что “Авиакор” перейдет к нам”, – заявил Меркушкин.

А на днях глава региона уточнил, что условия продажи завода руководство Самарской области рассчитывает обсудить с Дерипаской на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

“С “Авиакором” переговоры пройдут в конце мая – начале июня: будет встреча с Дерипаской, будем обсуждать эту тему, все условия”, – сообщил Меркушкин на пресс-конференции, уточнив, что эта встреча должна состояться “где-то на питерском форуме” (ПМЭФ-2017 пройдет с 1 по 3 июня). И, может быть, мы более конкретно определимся”, – добавил глава региона.

Меркушкин сообщил, что собственник “Авиакора” выдвинул “определенные условия”, которые не устраивают руководство области.

При этом он считает, что переговоры по “Авиакору” должны идти при участии Минобороны и Росимущества. “Не только наше участие в этом процессе нужно: министерство обороны и министерство имущественных отношений Российской Федерации должны быть прямыми участниками этих переговоров. Там есть имущество, в котором заинтересовано федеральное агентство, и есть большие долги министерству обороны. Если мы покупаем за условный рубль, то как быть с этими долгами? Тут процесс не с ходу решаемый”, – подчеркнул губернатор.

Между тем, в апреле в руководстве “Русских машин” “Интерфаксу” не подтверждали намерение передать “Авиакор” в собственность областному правительству.

“Если бы у собственника было намерение бросить завод, то за последние 15 лет сделать это можно было неоднократно”, – заявила тогда агентству вице-президент по корпоративной политике “Русских машин” Елена Матвеева.

При этом она признала, что корпорация прорабатывает “различные варианты развития производственной базы “Авиакора”, в том числе в партнерстве с государством”. Однако пока, по ее словам, “еще вообще ни о чем речи не идет”.

Действительно, “Русские машины” еще с 2008 года вели переговоры о вхождении завода в ОАО “Объединенную авиастроительную корпорацию” (ОАК). Первоначально владелец самарского завода планировал продать акции завода ОАК, но та настаивала на сделке путем обмена акциями.

По информации “Коммерсанта”, в ноябре 2009 года совет директоров ОАК одобрил сделку по приобретению 75% минус одной акции “Авиакора”. Согласно схеме, пакет должен был быть выкуплен входящей в ОАК корпорацией “Иркут”, которая планировала расплатиться за него принадлежащими ей акциями ОАК на сумму 250-300 млн рублей (менее 1% акций).

В “Русских машинах” рассчитывали, что “Авиакор” войдет в состав ОАК до конца апреля 2010 года, причем без обременений. Однако процесс так и не был завершен: “Авиакор” не выполнил основное условие – не смог сократить долговую нагрузку.

Ситуация усугубилась летом 2010 года, когда правительство Самарской области потребовало выплатить в бюджет 1,6 млрд рублей по ссуде 12-летней давности (предоставлялась до 1 июля 2009 года), ситуация была урегулирована в рамках переговорного процесса.

Летом 2010 года ОАО “Научно-производственная корпорация “Иркут” (входит в ОАК) все-таки приобрела 10% акций самарского завода. Но в июне 2012 года руководство “Авиакора” сообщило о прекращении переговоров.

Вновь вопрос о вхождении в ОАК поднимался в июле 2014 года после визита на завод делегации правительства РФ. Тогда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров дал поручение специалистам министерства оценить перспективы сотрудничества завода с ОАК.

Обозреватель Анастасия Николаева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here